Монтессори-среда

2014-10-06 10.54.25_1

В нашем дошкольном отделении дети имеют возможность исследовать окружающий мир в специально оборудованной Монтессори-среде, соответствующей возрастному периоду от 3 до 7 лет, которая имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы, отвечающие потребностям детей этого возраста. Монтессори-материалы созданы с учетом периодов развития ребенка, облегчающими получение новой информации и практических навыков. Отличие Монтессори-материалов от многих других детских пособий в том, что они разработаны так, чтобы ребенок мог сам, без вмешательства взрослого, сразу же видеть совершенные ошибки и исправлять их. Это еще больше помогает ребенку осознать собственную самостоятельность, укрепляет уверенность в собственных силах и приучает его не бояться ошибок, а спокойно разбираться в случившемся. Все материалы сгруппированы особым образом и составляют несколько зон.

Наша среда поделена на 5 зон.

1 зона — это упражнения в повседневной жизни.

Родители часто недооценивают ту большую роль, которую играют навыки самообслуживания в жизни ребенка-дошкольника. Такие упражнения развивают подвижность кисти, контроль и координацию движений, что в дальнейшем очень важно для обучения письму. Упражнения в повседневной жизни состоят из определенного алгоритма действий, который ребенок воспринимает, как структурированный процесс, что является основой для развития логического мышления. Данный вид деятельности воспитывает волю, формирует навыки социального поведения.
Данную зону можно подразделить на несколько частей:

  • упражнения с водой
  • упражнения на пересыпание
  • упражнения в приготовлении пищи (дети чистят, режут, трут на терке овощи и фрукты, чистят и давят чеснок…)
  • овладение навыками хозяйственной деятельности (дети накрывают на стол, подметают пол, моют посуду, гладят…)
  • упражнения по уходу за растениями
  • мастерская ручного труда (шитье, всевозможные поделки из природных материалов, лепка, рисование…)
2 зона — это упражнения в сенсомоторике.

Здесь представлены материалы для:

  • развития мелкой и крупной моторики
  • развития (утончения) зрения, цветовосприятия, тактильного чувства, чувства тяжести, вкуса и обоняния
  • подготовки к занятиям математикой
  • развития и утончения слуха

С детьми проводятся игры на угадывание различных звуков, музыкальные паузы с движениями под сменяющиеся темпы музыки, слушаются различные музыкальные инструменты и т. д. Такие упражнения очень полезны для детишек с проблемами в произношении.

3 зона — упражнения для развития языка.

В эту группу входят материалы для:

  • подготовки руки ребенка к письму
  • интуитивного чтения
  • выделения звуков в слове (игра «начало-середина-конец»)
  • изучения и обводки букв (шершавые буквы и др.)
  • составления слов (большой подвижный алфавит и др.)
  • записи отдельных слов, затем предложений
  • чтения отдельных слов, отсортированных по уровню сложности
  • введения понятий: существительное, глагол, прилагательное
  • чтения предложений
4 зона — упражнения по математике.

В эту группу входят материалы для:

  • введения в мир чисел от 0 до 10
  • изучения и обводки чисел
  • знакомства с четными и нечетными числами
  • введения количеств: единица, десяток, сотня, тысяча
  • введения в десятичную систему счисления
  • построения многозначных чисел
  • изучения арифметический действий: сложения и вычитания
5 зона — космическое воспитание.

В этой зоне собраны всевозможные материалы, которые можно разделить на следующие группы:

  • Земля и Вселенная
  • география
  • биология и анатомия
  • время
  • человек и культура
Свободная работа в среде

Занятия в Монтессори-среде принято называть свободной работой, так как дети пользуются:

  • свободой выбора материала
  • свободой выбора места для работы
  • свободой выбора продолжительности работы (если ребенок устал и не хочет больше работать, он всегда может пойти в игровую комнату)
  • свободой выбора партнера (или отказа от него)
Правила работы в среде
  • с материалом работает тот, кто первым его взял
  • после окончания работы ребенок приводит материал в порядок и ставит его на место
  • участие в работе другого ребенка возможно только с согласия «хозяина» материала
  • правило тишины
  • сохранности среды — материал не ломаем и используем его по назначению